6.3. Охрана труда при работе машин для забивки и погружения свай.
6.3.1. Перед началом работы машинисты обязаны:
- предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
- надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца.
6.3.2. После получения задания машинисты обязаны:
- осмотреть с руководителем работ место расположения подземных коммуникаций и сооружений, которые должны быть обозначены флажками или вешками;
- уточнить последовательность выполнения свайных работ и меры по обеспечению безопасности;
- провести ежесменное обслуживание согласно инструкции по эксплуатации машины;
- предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении;
- произвести запуск двигателя (при наличии устройств, выключающих трансмиссию и исключающих обратный ход вращаемых элементов, - вне кабины);
- проверить после запуска двигателя на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов;
- убедиться в наличии ограждений опасной зоны и предупредительных плакатов, достаточной освещенности площадки, а также в отсутствии посторонних лиц в зоне свайных работ.
6.3.3. Машинисты не должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности:
- неисправности механизмов, а также наличии дефектов металлоконструкций или канатов, при которых запрещается эксплуатация машины;
- наличии дефектов грузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ;
- несоответствии характеристик машины по грузоподъемности и вылету стрелы условиям работы;
- отсутствии или неисправности сигнального устройства;
- наличии видимых повреждений железобетонных свай;
- недостаточной освещенности места производства работ.
6.3.4. Обнаруженные неисправности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны сообщить о них лицам, ответственным за безопасное производство работ, а также лицам, ответственным за содержание машин в исправном состоянии.
6.3.5. Передвигать машину необходимо при опущенном молоте по спланированной площадке.
6.3.6. Подтаскивать сваи следует только через отводной блок, закрепленный у основания машины, и по прямой линии в пределах видимости машиниста.
6.3.7. При подъеме сваю необходимо удерживать от раскачивания и вращения при помощи расчалок.
6.3.8. Поднимать свайный молот и сваи следует последовательно. Одновременный подъем молота и сваи не допускается.
6.3.9. Перед пуском в действие свайного молота машинист обязан подать звуковой сигнал.
6.3.10. При поднятии и опускании молота на агрегате поршень должен находиться в нижнем положении, а наголовник молота оборудован деревянными вкладышами-амортизаторами.
6.3.11. При запуске и работе молота машинист обязан следить, чтобы работники находились не ближе 4 м от молота.
6.3.12. Изменять наклон копровой стрелы при установке свай следует при закреплении дизель-молота в нижнем положении.
6.3.13. Машинистам запрещается:
- допускать к строповке свай лиц, не имеющих удостоверение копровщика и не закрепленных за данной машиной;
- поднимать сваю, масса которой превышает грузоподъемность агрегата;
- поднимать базовой машиной другие грузы, кроме деталей и узлов навесного оборудования;
- поднимать сваю и молот одновременно;
- подтаскивать сваи, зажатые другими материалами или изделиями, примерзшие к земле, а также уложенные в штабель свыше двух рядов;
- поднимать железобетонные сваи с оторванными монтажными петлями;
- оставлять сваю и молот на весу в случае временного прекращения работы;
- передавать управление агрегатом лицу, не имеющему на это соответствующего удостоверения;
- ослаблять канат, на котором удерживается свая, до установки на нее дизель-молота;
- опускать молот или сваю при полном расторможении барабана лебедки с последующим подхватом на тормоз в конце спуска;
- снимать молот со сваи, если последняя забита менее чем на 1/3 своей длины;
- оставлять без присмотра машину во время работы молота;
- работать неисправным молотом;
- обслуживать и ремонтировать молот при поднятом и незастопоренном цилиндре или поршне;
- принимать участие в работе по срезке и удалению оголовков свай без оформленного наряда-допуска.
6.3.14. При перемещении и установке машины вблизи выемок машинист должен соблюдать безопасные расстояния от подошвы откоса до ближайшей опоры машины не менее указанных ниже в таблице 4.
Таблица 4
Глубина выемки, м |
Расстояние по горизонтали от подошвы откоса до ближайшей опоры машины, м, при грунте |
|||
песчаном |
супесчаном |
суглинистом |
глинистом |
|
1 |
1,5 |
1,15 |
1,00 |
1,00 |
2 |
3,0 |
2,40 |
2,00 |
1,50 |
3 |
4,0 |
3,60 |
3,25 |
1,75 |
4 |
5,0 |
4,40 |
4,00 |
3,00 |
5 |
6,0 |
5,30 |
4,75 |
3,50 |
6.3.15. При изменении погодных условий (снегопад, туман или дождь), ухудшающих видимость в пределах фронта работ, а также усилении ветра до скорости 15 м/с и более работы необходимо прекратить и доложить об этом руководителю работ.
6.3.16. При появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного механизма, а также признаков разрушения сваи работу необходимо приостановить и принять меры к устранению неисправностей.
6.3.17. В случае отклонения забиваемой сваи от проектного положения или ее разрушения в процессе забивки следует выдернуть такую сваю с помощью молота двойного действия или вибропогружателя, если машина оборудована таким агрегатом.
6.3.18. По окончании работы машинист обязан:
- опустить молот в нижнее положение и закрепить его на стреле копра. Если свая заведена под копер, то дизель-молот опустить на сваю и закрепить вместе с ней;
- поставить машину на стоянку;
- выключить и запереть все пусковые приспособления машины;
- снять все съемные грузозахватные приспособления, очистить их и сложить в отведенное для хранения место;
- очистить, протереть и убрать инструмент в предназначенное для этого место;
- привести в порядок рабочее место;
- сообщить руководителю работ и ответственному за содержание машины в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.