Разработка Проектов Производства Работ на устройство свайных оснований

2.1. Общие положения по устройству буронабивных свай.

2.1.1. Устройство буронабивных свай, ведение технической документации и контроль качества работ выполняют в соответствии с проектом, а также требованиями настоящего руководства.

2.1.2. Выбор того или иного способа устройства буронабивных свай производится проектной организацией в зависимости от геологических и гидрогеологических условий строительства, а также с учетом оснащенности специализированных строительных организаций оборудованием и механизмами.

2.1.3. Устройству буронабивных свай должны предшествовать подготовительные работы, предусматриваемые проектом организации и производства работ.

2.1.4. Головы всех видов буронабивных свай и буровых опор рекомендуется формовать в инвентарной разъемной опалубке. Если в верхнем слое обнаруживается раствор без крупного заполнителя или бетон, загрязненный буровым шламом, то его следует удалить, а затем добавить бетонную смесь пластичной консистенции (с осанкой конуса 5-7 см) с уплотнением электровибратором.

2.1.5. Материалы, применяемые для приготовления бетонной смеси, соответствующей проектной марко бетона, должны удовлетворять требованиям стандартов на эти материалы и обеспечивать получение бетона заданной консистенции и прочности на сжатие.

2.1.6. Вода для затворения бетонной смеси не долина содержать вредных примесей, препятствующих нормальному схватыванию цемента и твердения бетона, а также не должна вызывать коррозию арматуры.

2.1.7. Сваи, предназначенные для работы в грунтах с агрессивными грунтовыми водами, выполняются с учетом мероприятий, повышающих устойчивость материала стволов против вредного воздействия среды.

2.1.8. Для улучшения технологических свойств бетонной смеси (удобоукладываемости, однородности и нерасслаиваемости) и уменьшения расхода цемента рекомендуется применять пластифицирующие добавки (расжижители), удовлетворяющие требованиям соответствующих стандартов и технических условий.

2.1.9. Применению добавок в бетонах должны предшествовать испытания свойств бетонных смесей и бетонов в лаборатории на конкретных материалах с добавками в соответствии с требованиями действующих стандартов, нормативно-технической или проектно-технологической документации.

2.1.10. Приготовление бетонной смеси с пластифицирующими добавками должно осуществляться на централизованных растворобетонных узлах, расположенных вблизи строительных площадок, с последующим транспортированием к месту укладки автосамосвалами или автобетоносмесителями.

2.1.11. При большом расстоянии от нейтрализованных узлов до строительной площадки, когда за время доставки смеси к месту укладки эффект от применения пластифицирующих добавок может значительно снизиться, доставку смеси следует производить в автобетоносмесителях с дополнительным перемешиванием у места укладки или доставлять смесь без добавок автосамосвалами с перегрузкой на строительной площадке в бетоносмеситель (с эстакады) и вводить водный раствор добавок с перемешиванием на месте.

2.1.12. Объем бетонной смеси, завозимый на площадку за смену, определяется по накладным завода, а расход на одну сваю для записи в журнале - по емкости автобетоносмесителей, кузовов автосамосвалов или протарированных бадей.

2.1.13. По окончании устройства свай обеспечивается уход за бетоном голов. При этом должны соблюдаться следующие правила:

  • бетон головы сваи предохраняется от вредного воздействия ветра и солнечных лучей специальными матами и увлажнением;
  • благоприятные условия для твердения бетона обеспечиваются поливкой водой. В сухую погоду поливку бетона на портландцементе надлежит производить в течение 2-3 сут., а бетонов на прочих цементах в течение 4-5 сут;
  • поливку при температуре 15 °С и выше следует производить в течение первых суток днем не реже, чем через каждые 3 ч, в последующее время - не реже трех раз в сутки;
  • при укрытии бетона, влагоемкими материалами длительность перерывов между поливками может быть уменьшена в 1,5 раза;
  • при температуре воздуха ниже 5 °С поливка не производится.

2.1.14. При низкой среднесуточной температуре воздуха (от 5 °С и ниже) бетон головы сваи выдерживается по методу "термос" или с электропрогревом. При этом укладываемая бетонная смесь должна иметь положительную температуру и готовиться с применением оттаявших заполнителей и подогретой воды.

2.1.15. Температура подогрева составляющих бетонной смеси должна обеспечить температуру бетонной смеси к концу бетонирования сваи: не ниже 20 °С при выдерживании бетона по методу "термос" с применением конструкции утеплителя (рис. 2.1.1, а или б);
не ниже 5 С при применении электропрогрева.

                             а                                                                                        б
Рис. 2.1.1. Утепление головы сваи по методу термоса:
а - вариант I; б - вариант 2 с использованием инвентарного утеплительного ящика; 1 - наброска из грунта толщиной 10-15 см: 2 - слой опилок толщиной 20 см; 3 - дощатый шит или 2 слоя толя; 4 - валик из грунта; 5 - инвентарная разборная опалубка; 6 - бетон головы сваи; 7 -арматурные стержни; 8 - подсыпка из грунта; 9 - утеплительный ящик; 10 - инвентарная опалубка; 11 - бетон головы сваи

2.1.16. Продолжительность перемешивания бетонной смеси в зимних условиях должна быть увеличена по сравнению с нормами летнего времени не менее, чем на 25 %.

2.1.17. При применении подогретой воды одновременно с началом подачи ее в смеситель загружают крупный заполнитель, а после заливки половины требуемого количества воды и нескольких оборотов барабана (чаши) смесителя подают песок и цемент.

2.1.18. Бетонная смесь в зимних условиях транспортируется с принятием мер, замедляющих процесс ее остывания в пути и при перегрузках, для чего кузова бетоновозов и бадьи должны быть утеплены и перед началом работ прогреты; при больших морозах, ветре и снегопадах бетонную смесь следует укрывать, а для доставки на расстояния свыше 3 км - применять транспортируемые средства с искусственным подогревом кузова. Предельная продолжительность транспортирования устанавливается строительной лабораторией.

2.1.19. Температура бетонной смеси, доставляемой в зимнее время на площадку, должна контролироваться с помощью технического термометра.

2.1.20. Качество применяемой бетонной смеси на площадке проверяется отбором контрольных кубиков непосредственно из верхней части ствола сваи после подъема бетонолитной трубы удаления кондуктора и формования оголовка.

2.1.21. Контрольные бетонные кубики изготовляются и хранятся в условиях, аналогичных условиям, в которых происходит бетонирование свай. Контрольные бетонные кубики отбираются в количестве 3 шт. с каждых 50-100 м3 уложенного бетона, но не меньше, чем в каждой двадцатой сваи. При устройстве опытных свай контрольные кубики отбираются в количестве 3 шт. с каждой сваи и хранятся в шурфе рядом со сваей.

2.1.22. Бетон признается соответствующим заданному классу (марке), если ни в одной из испытанных серии контрольных кубиков после 28-суточного твердения средняя прочность не будет ниже 85 % проектной прочности бетона.

2.1.23. Контроль прочности бетона головы свай рекомендуется осуществлять путем обстрела после 28-суточного твердения неразрушающим склерометрическим методом с применением приборов типа КМ со стержневым ударником, молотка Кашкарова, ГПНС-4 или других аналогичных приборов. По требованию технадзора обстрелу может подвергаться любая свая в выборочном порядке.

2.1.24. Результаты контроля качества работ должны оформляться соответствующими актами.

Перейти на главную страницу раздела «Устройство буронабивных свай».